Давно вопрос: закончится ли гречка в таллиннских магазинах?
Эпидемия коронавируса вызвала народные волнения и, как следствие, массовую скупку консервов, туалетной бумаги и гречки. В социальных сетях то и дело появляются фотографии пустых полок и жалобы на то, что ходовые продукты порой не достать. Мы решили поговорить с представителями супермаркетов и выяснить, почему полки в продуктовых отделах иногда пустуют и стоит ли сейчас создавать экстренный запас еды на черный день.
«Поведение покупателей нестабильно»
«В настоящее время всем магазинам очень сложно прогнозировать количество товаров. Несколько недель назад продукты питания скупались в неистовом количестве, всего за несколько дней продажи возросли втрое»,— говорит менеджер по связям с общественностью Rimi Eesti Food AS Катрин Батс.
Тем не менее, Батс отмечает, что в последнее время ситуация стала спокойнее, и уже заметно, что люди заходят в магазины реже и стараются за раз заполнить большую корзину.
«К сожалению, при таком нестабильном поведении покупателей, затруднительно точно предсказать, что произойдет завтра. Такая ситуация может привести к тому, что некоторые полки временно опустеют и на них будет размещено недостаточно товаров.
Кроме того, теперь мы значительно сократили наш ассортимент продуктов без упаковок и коробок, чтобы обеспечить безопасность покупок. Это также может создать впечатление, что в магазине не хватает товаров. В любом случае, я могу заверить вас, что мы сделаем все возможное, чтобы найти альтернативы группам продуктов, где мы видим потенциальные трудности с поставками»,— заключила Батс.
«Панические покупки передаются быстрее вируса»
Директор по коммуникациям Prisma Peremarket AS Иво Рулль отмечает, что в Эстонии и во многих других странах возникновение чрезвычайных ситуаций из-за эпидемии коронавируса периодически провоцировало панические покупки. «Временами на полках не оставалось сухих продуктов, консервов или туалетной бумаги. Сегодня ситуация в Эстонии стабилизировалась, товары доступны, функционируют цепочки поставок»,— говорит Рулль.
По мнению Рулля, у панических покупок есть две стороны — социально-психологическая и логистическая. «Во времена опасности и кризиса люди начинают скупать товары, потому что боятся нехватки предметов первой необходимости. Видя, как другие люди набивают свои тележки в магазинах, многие инстинктивно делают то же самое. Такая паника может распространяться быстрее, чем сам вирус, и единственный способ остановить ее — обеспечить максимальную доступность товаров в магазинах. В Эстонии это было достигнуто, по крайней мере, до удовлетворительной степени после объявления чрезвычайного положения»,— поясняет он.
«Спасательный департамент рекомендует, чтобы каждый человек или домашнее хозяйство имели дома запас еды примерно на одну неделю, не более. Эстонские власти подтвердили, что в стране есть запасы продовольствия как минимум на два месяца и что наша пищевая промышленность подтвердила свою готовность производить больше, чем когда-либо. Когда есть избыточные запасы, еда начинает портиться, и люди тратят свои деньги на их покупку.
С логистической точки зрения трудно обеспечить доступность товаров в те моменты, когда все спешат в магазин, чтобы купить одни и те же товары. Все цепочки поставок оптимизированы для среднего и слегка повышенного спроса, и сотрудники магазина, упаковщики интернет-магазина и курьеры также нанимаются на основе упомянутых потребностей.
Со момента объявления чрезвычайного положения магазины Prisma и ePrisma значительно увеличили свою рабочую силу для удовлетворения растущего спроса и заказов. Эта деятельность продолжается непрерывно»,— заключает Рулль.