МЫ И МУЖЧИНЫ ОН И ОНА

Эстонский психолог: как распознать коллегу, страдающего от домашнего насилия, и как ему помочь

26.11.2023

author:

Эстонский психолог: как распознать коллегу, страдающего от домашнего насилия, и как ему помочь

Более 600 000 человек в Эстонии каждый день ходят на работу. Недавнее исследование Статистического управления показало, что 41% женщин и 33% мужчин подвергались насилию в отношениях. Большинство из них ходят на работу каждый день, т.е. в трудовых коллективах есть как абьюзеры, так и жертвы насилия со стороны сожителя. Клинический психолог Катрина Хейнметс рассказывает, почему важно обратить внимание на коллегу, страдающего от насилия со стороны сожителя, и как ему помочь.

«Воздействие психического, физического, сексуального и экономического насилия со стороны интимного партнера весьма разнообразно и проявляется в различных сферах жизни и ролей человека. Как бы вы ни старались разделить личную и профессиональную жизнь, человек все равно остается одним целым. Волей-неволей невозможно оставить все, что происходит в личной жизни, дома, и естественно, что жизненные события, которые затрагивают нас, как радостные, так и грустные, оставляют свой след и в рабочей среде», — сказала клинический психолог Катрина Хейнметс.

Она подчеркнула, что влияние насилия со стороны интимного партнера может быть самым разным и зависеть от многих факторов, в том числе от того, как долго человек находится в насильственных отношениях. Тем не менее, можно выделить определенные последствия, которые может спровоцировать опыт насилия. «Жить в тисках контролирующего поведения, постоянных обвинений, непредсказуемости и страха означает длительную стрессовую ситуацию, которая может проявляться, например, в повышенной тревожности, постоянной депрессии, нарушениях сна, общем утомлении или различных болевых жалобах. Человек, уверенность которого в себе систематически подрывается, становится все более неуверенным в себе, начинает сомневаться в себе и чувствует себя виноватым в случившемся. Со временем меняется и то, как человек видит себя, других людей и как он смотрит на жизнь в целом», — рассказала Хейнметс.

Насилие со стороны интимного партнера влияет на продуктивность

В рабочей среде последствия насилия можно увидеть по тому, как коллега работает и общается с другими. «Если человек напряженный и тревожный, вполне логично, что это негативно отразится и на его работоспособности. Работоспособность также может оказаться переменной, то есть в какие-то периоды работоспособность нормальная, а в какие-то возникают нарушенная, в зависимости от того, что происходит в отношениях в данный момент», — говорит Хейнметс. Кроме того, можно заметить изменение в поведении человека. «Например, коллега, который в остальном был общительным и веселым, может становиться все более замкнутым, тихим и отказываться от совместной деятельности», — добавила клинический психолог. Также коллега может начать часто пропускать или опаздывать на работу.

Клинический психолог Катрина Хейнметс убеждена, что у каждого коллеги и работодателя есть возможность обнаружить коллегу, страдающего от насилия со стороны интимного партнера, и помочь ему. «Привлечь внимание можно, если мы будем руководствоваться двумя ключевыми словами: перемены и необычность. Это значит, что что-то в привычном состоянии или поведении человека меняется, или в глаза бросается что-то из ряда вон выходящее. Например, если коллега приходит на работу в жаркий летний день в свитере с высоким воротником и длинными рукавами, это может указывать на то, что телесные повреждения скрываются», — отмечает Хейнметс.

Как распознать коллегу, подвергающегося насилию?

  • Телесные повреждения. Если на коллеге видны синяки, царапины или признаки того, что человек пытается скрыть повреждения либо необычным макияжем, либо одеждой.
  • Усталость и утомление. Если коллега заметно утомлен, в том числе после выходных или отпуска, то коллеги и работодатель должны обратить на это внимание.
  • Изменение стиля общения. Если ранее общительный коллега вдруг стал пассивным и замкнутым, больше не хочет общаться с коллегами или участвовать в совместных мероприятиях.
  • Изменение эмоционального состояния. Если вы замечаете длительную грусть, тревогу или, скорее, эмоциональное онемение, это может выражать загнанность в угол, вину и стыд.
  • Частые тревожные звонки и текстовые сообщения. Если коллега кажется обеспокоенным после определенных звонков или текстовых сообщений, это может быть признаком того, что его терроризирует партнер.
  • Необъяснимые на первый взгляд пропуски или опоздания. Когда коллега часто берет больничный или неожиданно отсутствует. Или наоборот – коллеге очень хочется задерживаться на работе, чтобы не идти домой.
  • Повышенная бдительность. Например, человек напряженно следит за тем, чтобы телефонные звонки не были пропущены, или чтобы он не опоздал домой ни на минуту после рабочего дня. Если на работе требуется задержаться, коллега может начать сильно нервничать и даже впасть в отчаяние. 
  • Спад продуктивности. Если работоспособность коллеги падает или становится прерывистой, совершается больше ошибок, нарушается способность обращать внимание и концентрироваться, человек больше отвлекается. Может быть и так, что коллега в своей все возрастающей неуверенности и страхе совершить ошибку контролирует каждую свою задачу и выполняет ее с предельной тщательностью.
  • Постоянное присутствие партнера. Если коллегу каждый день приводят на работу в определенное время и забирают, с одной стороны это может показаться милым, но в то же время это может быть и признаком чрезмерно контролирующего партнера.
  • Подозрительное программное обеспечение на рабочем компьютере или телефоне. С целью мониторинга абьюзер может установить устройства мониторинга в рабочие инструменты, что представляет собой серьезную угрозу безопасности и для работодателя.

Катрина Хейнметс заявила, что многие из этих признаков не только характерны для насилия со стороны интимного партнера, но могут отражать различные трудности, с которыми человек сталкивается в жизни. «Если коллега или работодатель замечает хоть что-то, что их беспокоит, это наблюдение не следует игнорировать. Если коллеги хорошо ладят и доверяют друг другу, нужно пойти к коллеге и лично сообщить о своих подозрениях и готовности ему помочь. Однако если человек не умеет или не желает делать это сам, то следует найти того, кому можно деликатно передать замеченное», — пояснила Хейнметс.

Она добавила, что человеку, ставшему жертвой домашнего насилия, может быть очень трудно открыто рассказать о своей ситуации из-за чувства стыда и вины. «Даже если вы сделаете первый шаг, коллега может быть не готов поделиться тем, что происходит в его жизни, но он хотя бы будет знать, что он не одинок и что кто-то готов его поддержать», — добавила психолог.

Если есть подозрение, что жизни человека угрожает опасность или если в семье есть дети, которым угрожает опасность, необходимо немедленно сообщить об этом по номеру службы экстренной помощи. При необходимости вы также можете проконсультироваться у специалистов центра поддержки женщин. «Коллега или работодатель не обязан брать на себя роль помощника, он не обязан становиться опорой. Роль работодателя и коллеги – заметить и поддержать, когда обращаются за помощью», – отметила Хейнметс.

Чего не следует делать по отношению к коллеге, подвергающемуся насилию

Катрина Хейнметс отметила, что различные тревожные сигналы иногда игнорируются окружающими, и жертва чувствует себя все более одинокой.

Если же вам открылись, необходимо слушать непредвзято и воздерживаться от прозелитизма. «Слушайте без осуждения. Это означает, в том числе, что вам следует воздерживаться от вопросов и оценочных суждений. Не стоит задавать вопросы в стиле «почему ты до сих пор в этих отношениях?»», — пояснила Хейнметс. Кроме того, не следует сразу начинать давать советы, не зная точно, в какой ситуации находится человек. В некоторых случаях необдуманные шаги могут фактически привести к эскалации насилия.

Работодатель имеет право уменьшить последствия насилия

Клинический психолог Катрина Хейнметс считает, что решающую роль в привлечении внимания к проблеме насилия играют работодатели. «Работодатель может дать всем сотрудникам четкий сигнал о том, что безопасность является нормой в рабочей среде и культуре и что насилие недопустимо, независимо от того, происходит ли оно на работе или дома. Работодатель также может заявить, что его интерес состоит в том, чтобы работники оставались людьми, а их безопасность является приоритетом», — отметила первый аспект Хейнметс.

Работодатель может и уделить внимание предотвращению и выявлению насилия. «С одной стороны, обучение коллектива, что такое насилие со стороны интимного партнера и как его распознать. Если мы лучше поймем природу, признаки и последствия насилия, это станет одним из способов, которым работодатели смогут повысить удержание сотрудников. С другой стороны, способствуя моделированию рабочей среды как безопасного пространства, чтобы донести четкую мысль о том, что безопасные отношения являются нормой», — сказала Хейнметс.

По словам психолога, в случае самого опасного вида насилия, человек в конечном итоге не может выйти на работу и оказывается в полной изоляции. «Если работодатель подозревает, что речь идет о домашнем насилии, работодатель может поддержать одну важную вещь — обеспечить, чтобы жертва могла пойти на работу. Это особенно актуально на этапе раздельного проживания или судебных разбирательств. Экономическая зависимость часто является одной из причин, почему трудно разорвать оскорбительные отношения. Если работодатель сохранит доход, вероятность начать новую жизнь становится выше», — отметила Катрина Хейнметс.

Экс-президент Керсти Кальюлайд:

«В Эстонии так много домашнего насилия, что оно так или иначе влияет на каждого эстонца. До сих пор вопросы профилактики и борьбы с последствиями насилия финансировались и курировались преимущественно государством. Мы, как общество, стали больше говорить на эту тему в последние годы, но для того, чтобы осуществить серьезные социальные изменения, мы также должны взять на себя гораздо более широкую ответственность. У каждого есть своя роль в этом, у каждого есть возможность внести свой вклад – компании и неправительственные организации, государство и университеты, каждый из нас в своем кругу знакомых, на работе или на обучении.

Более 600 000 человек в Эстонии каждый день ходят на работу (в том числе около 500 000 человек в частном секторе). Среди них есть и абьюзеры, и жертвы домашнего насилия. Работодатель мог бы быть здесь важным предупреждающим фактором, наблюдателем и помощником, но сегодня в Эстонии дело обстоит иначе. В то же время в мире есть примеры, которые можно перенять и успешно реализовать и в Эстонии, и предпосылкой для этого является повышение осведомленности. К счастью, беседы с топ-менеджерами и HR-менеджерами эстонских компаний показывают, что почва благодатная и эстонские компании готовы взять на себя эту ответственность.

5 декабря Фонд президента Кальюлайд организует вторую конференцию на тему насилия со стороны интимного партнера «Вместе сильнее», чтобы вместе обсудить роль и вклад каждого в улучшение ситуации с насилием со стороны интимного партнера.

Все видят, как мы потихоньку движемся к лучшему. И все также знают способы ускорить процесс. Центры поддержки, полиция, суд – могут или начали понимать, что их вклад очень важен. Мы способствуем тому, чтобы каждая жертва получила помощь. И я верю, что ей помогут».

Если у вас или у кого-то из ваших близких возникла проблема, вы можете обратиться за помощью несколькими способами. Подробную информацию можно найти на сайте www.palunabi.ee.

Телефон кризисной помощи пострадавшим 116 006 работает круглосуточно. В случае чрезвычайной ситуации звоните по номеру 112.