МЫ И МУЖЧИНЫ

«Мои деньги были общими, а его деньги — только его»: как жительница Эстонии восстановилась после психологического насилия и перестала бояться бывшего мужа

24.08.2023

author:

«Мои деньги были общими, а его деньги — только его»: как жительница Эстонии восстановилась после психологического насилия и перестала бояться бывшего мужа

IKEA запустила в Эстонии масштабную социальную инициативу «Заметь насилие», направленную на повышение осведомленности о домашнем насилии и поощрение людей к открытому обсуждению этой проблемы. Помимо прочих акций, IKEA также интервьюирует реальных жертв домашнего психологического или физического насилия и делится историями у себя на странице. Цель состоит в том, чтобы жертва не мирилась с текущими обстоятельствами и ни в коем случае не думала, что это «нормально».

Анна (имя изменено) стала жертвой не физического, но психологического насилия, которое порой не менее опасно. Сумев взять себя в руки и обратившись за помощью, ей, наконец, удалось восстановиться и перестать бояться своего бывшего мужа-манипулятора.

«Наши отношения длились 10 лет, и у нас был один общий ребенок. Начало было прекрасным, как всегда, мы даже ходили в театр. Но он был очень ревнив — не разрешал мне дружить с мужчинами. Я удалила всех своих друзей-мужчин из Facebook. Когда я куда-то шла, то докладывала ему о каждом своем шаге. Каждый день я должна была отчитываться о том, куда я ходила и с кем встречалась. Я всегда просила знакомых говорить, что мы не виделись. Он также следил за тем, кто приходил к нам домой — например, отслеживал следы шин во дворе.

Если я хотела пойти куда-то одна, он сначала разрешал, но когда наступал день встречи, я сама от нее отказывалась. В такие дни он переставал со мной разговаривать, делал недовольное лицо и всячески давал понять, что мне нельзя ходить куда-то одной. Было проще вообще никуда не ходить. Он полностью меня контролировал.

У меня была работа, и я зарабатывала сама, но мои деньги были общими, а его деньги — только его. Однажды, когда в конце месяца у меня закончились деньги, и мне пришлось воспользоваться его банковской картой для покупки на 20 евро, он меня отчитал. Он обзывал меня транжирой. Даже когда я работала на нескольких работах, чтобы содержать семью. На одной работе мы работали вместе, так что он мог следить за тем, чем я занимаюсь.

Когда родился наш ребенок, он завел себе любовницу. И хотя я знала, кто она, он долгое время все отрицал. Наконец, он признался, что влюбился, и четко дал понять, что ребенок ему совсем не нужен. Мы попытались восстановить отношения, и он решил остаться с нами. Однако через несколько дней выяснилось, что его отношения с любовницей продолжаются. Спустя несколько месяцев я собрала его вещи и заставила его уехать.

Суд за право видеться с ребенком длился целый год. Мы нашли компромиссное решение: установили совместную опеку и определили частоту встреч и их продолжительность. Через несколько лет после нашего расставания он женился на своей любовнице и начал использовать ребенка в качестве рычага для манипуляций. Он писал длинные продуманные письма мне, моему работодателю, моим друзьям — и все это для того, чтобы очернить меня. Он обладает удивительной способностью к убеждению. Большинство людей ему поверили. Кроме того, он негативно высказывался в адрес моего старшего ребенка, что оказало разрушительное влияние на его психическое здоровье.

Мы расстались четыре года назад, но он по-прежнему каждый день проезжает мимо нашего дома, чтобы выяснить, чем мы занимаемся и с кем видимся. Мне приходится тщательно продумывать каждый свой шаг, чтобы сделать свою жизнь более спокойной и избежать бомбардировки оскорбительными сообщениями. Его бесит, что он больше не может мной командовать.

Моя мама быстро заметила, как он со мной обращается, но я ее не слушала. Это привело к ссоре, и мы два года с ней не разговаривали. Сейчас мы пытаемся восстановить отношения.

Длительное психическое насилие разрушительно. Я провалилась в черную дыру и до сих пор хожу на терапию. Я рада, что переборола свой страх, и больше не боюсь его. Я чувствую, что в будущем мне будет гораздо легче, но впереди у меня еще долгий путь».

Гораздо проще справляться с трудностями, когда есть на кого положиться и довериться. Если вам требуется помощь и поддержка:

  • телефон доверия для жертв насилия: 116 006 (круглосуточно). Кризисная линия помощи жертвам предлагает поддержку и возможность выговориться, если вы пережили насилие, утрату, оказались в травмирующей ситуации или это случилось с любимым человеком или знакомым. Консультанты службы помощи в кризисных ситуациях выслушают вас, поделятся информацией о вариантах помощи и, при необходимости, направят вас к нужным специалистам.
  • телефон доверия для эмоционально-психологической поддержки: 116 123 (ежедневно с 10:00 до 24:00).
  • телефон доверия для детей: 116 111 (круглосуточно).
  • консультационный телефон Департамента социального страхования против насилия: 660 6077 (рабочие дни 10:00 – 16:00).

Дополнительная информация об осведомленности о насилии в семье: www.palunabi.ee и www.sotsiaalkindlustusamet.ee.