Почему мужчины и женщины ревнуют по-разному?
Взрослых гетеросексуальных мужчин и женщин волнуют совершенно разные угрозы для их отношений. Это открытие удивило исследователей из Норвежского университета науки и технологий (NTNU).
«Ревность не нужна вам ровно до тех пор, пока на горизонте не замаячит угроза обмана», — говорит профессор Лейф Эдвард Оттесен Кеннэйр с факультета психологии NTNU. Романтическая ревность может быть ужасной и отталкивающей, но ревность, связанная с неверностью партнера, очевидно была эволюционным преимуществом.
«Ревность возникает тогда, когда важные для нас отношения находятся под угрозой. Функция ревности, вероятно, состоит в том, чтобы свести к минимуму угрозы этим отношениям. Исторически эти угрозы были несколько разными для мужчин и женщин», — говорит Пер Хельге Х. Ларсен, магистрант кафедры психологии в NTNU.
Виновата эволюция
Поводы для ревности у мужчин и женщин отличаются из-за вопроса дальнейшего зачатия и воспитания детей. Предыдущие исследования установили, что мужчины более остро реагируют на сексуальную измену, нежели на романтически-платоническую. Это легко объяснить: если женщина сексуально неверна, это в конечном счете означает, что мужчине, возможно, придется использовать свои собственные ресурсы, чтобы вырастить ребенка от чужого человека.
Женщина же всегда знает, что ребенок — её, а не чей-то еще, поэтому женщина болезненнее воспринимает романтическую измену, нежели сексуальную, и это тоже можно объяснить. Исторически сложилось так, что если мужчина уйдет к другой, то брошенная женщина может потерять статус и ресурсы на воспитание детей.
Стоит отметить, что эти различия были с нами задолго до появления противозачаточных таблеток и возможности женщин кормить и воспитывать своих детей в одиночку. Нескольких поколений недостаточно, чтобы сильно изменить человеческую природу или культуру. Это длительный процесс.
«Дорогостоящая реакция»
Если ревность — это своего рода эволюционная адаптация, то почему тогда это чувство возникает в раннем возрасте? Именно этот вопрос представляет собой теоретическую проблему для исследователей, потому что ревность исторически всегда была рискованной как для мужчин, так и для женщин.
По словам Кеннэйра, ревность — потенциально дорогостоящая реакция, особенно для молодого мужчины, который пока еще не стал достаточно сильным (и физически, и финансово), чтобы защитить себя и свою партнершу от соперников.
На протяжении всей истории ревнивые мальчики и мужчины подвергались большому риску, выражая свою ревность. Нам всем хорошо известны кровавые бои за женщин, в которых погибали мужчины. На протяжении всей истории эволюции ревность была полезной лишь для мужчин с высоким статусом, которые большей способностью защитить свои интересы. Так зачем ревновать, если вы не в состоянии позаботиться о своем партнере?
Почему так рано?
«Мы знали, что разница в причинах ревности появляется, когда молодые люди достигают 20 лет, но наше исследование показало, что это чувство проявляется еще раньше», — говорит Ларсен.
Исследовательская группа в NTNU хотела выяснить, когда начинаются эти гендерные различия в отношении ревности, секса и эмоций. С этой целью было исследовано поведение 1266 учеников гимназии в возрасте от 16 до 19 лет. Оказалось, что участники были недостаточно молоды, чтобы исследователи могли ответить на вопрос о том, когда развиваются гендерные различия.
«Гендерные различия были стабильными и четкими во всем возрастном диапазоне исследования. Это довольно поразительно», — говорит профессор Монс Бендиксен из факультета психологии. «Разница полов не зависит от того, есть ли у подростков в настоящее время вторая половинка или от наличия сексуального опыта. Похоже, что эта разница не имеет ничего общего с опытом», — добавляет Бендиксен.
Мы можем представить и, возможно, предположить, что гендерные различия в реакциях на ревность возникают даже раньше 16 лет. Но мы пока не знаем этого наверняка. Чтобы подтвердить это, нам нужно изучить еще более младших мальчиков и девочек.
Различие между сексуальной ревностью и другими видами ревности может быстро стать бессмысленным для самых маленьких из нас. Так или иначе, польза от этой ранней гендерной сексуальной ревности, должно быть, перевешивала ее опасности. «Возможно, раннее развитие сексуальной ревности просто готовит нас к взрослой жизни, и в более молодом возрасте у нее нет другой функции».
По материалам: Technology Networks