«Лежи-болей, начнёшь умирать — звони»: рассказы жителей Таллинна, которые прямо сейчас болеют COVID-19
Вторая волна пандемии коронавируса оказалась гораздо серьезнее первой — ежедневно заражается по 300-500 человек в день. Как люди переносят болезнь? Насколько быстро реагируют врачи и Департамент здоровья? Как изменилось отношение к коронавирусу горожан после того, как заболели сами? Мы попросили троих жителей Таллинна, которые болеют прямо сейчас, поделиться своими историями.
Андрей Ганжур, 34 года
«Понимал, что заболею»
Изначально Андрей считал, что ситуация с пандемией преувеличена, хотя и соблюдал меры предосторожности. Осенью молодой человек больше расслабился, потому что положение дел стало яснее. «В общем-то я понимал, что рано или поздно заболею, поскольку достаточно много общаюсь с людьми. Думал о том, что переболеют все, как и гриппом».
Андрей заразился в баре — в компании был парень, у которого, как оказалось, болезнь протекала в скрытой форме. В этой же компании заразились приятель и подруга Андрея, у которых болезнь так же прошла бессимптомно. «На третий день после контакта поднялась температура до 37,5, держалась пару дней.
В общем-то было похоже на смесь простуды и легкого похмелья: тело ломит, голова болит, аппетит пропал и сильный насморк. Запахи и вкус притупились, но не исчезли полностью. Температура держалась 2-3 дня. В целом неприятно, но жить можно».
После известия о контакте с зараженным Андрей позвонил семейному врачу и его отправили на анализ. После — 14-дневный карантин. «К моменту теста уже основные симптомы ушли, остались насморк и головные боли», — говорит Андрей.
«Лежи-болей, начнёшь умирать — звони»
Андрей перенес болезнь достаточно легко, однако ранее у него уже была пневмония, поэтому молодой человек собирался для надежности проверить легкие. Ему отказали.
«Через три дня после контакта поднялась температура, появились симптомы как при сильной простуде, все продолжалось четыре дня — было особенно мерзко и сильная слабость. На 7-8 день с каждым днём все легче, на 10-й день после заражения полное ощущение, что здоров. Врач сказал, что лечить нужно только симптомы, нужно пить витамины и больше жидкости. Если станет хуже и поднимется высокая температура, тогда — звонить.
В общем и целом — лежи-болей, начнёшь умирать — звони и, возможно, тебе помогут.
В просьбе записать на снимок легких (уже болел пневмонией и с ними у меня проблемы) отказали, потому что для пневмонии ещё рано. Департамент здоровья информировал письмом и телефонным звонком, продублировал заветы врача. Живу один, поэтому больше никого не заразил. На работу не хожу, поэтому деятельность моей маленькой фирмы остановилась».
«Спасаться будете сами»
«Вообще государство делает вид, что заботится, но по факту бросило целые секторы экономики в бездну, прикрываясь каким-то политическим трепом. Но так как другого подхода и не ожидали, то и это не стало сюрпризом».
Несмотря на то, что Андрей перенес болезнь достаточно легко, он, тем не менее, рекомендует беречь себя, потому что в противном случае помощи можно не дождаться. «Болезнь безусловно опасная и очень заразная, нужно принимать меры предосторожности, потому что спасаться будете сами. Больницы перегружены, и при тяжёлом протекании болезни у врачей не будет ресурсов вам помочь. Ваше здоровье в ваших руках».
Ева Смоли, 15 лет
*Интервью записано с разрешения матери
«Было тяжело дышать»
Ева школьница, и хотя бытует мнение, что дети и молодежь, в основном, болеют бессимптомно или достаточно легко, Еву беспокоили проблемы с дыханием. К счастью, все обошлось.
К пандемии девочка относилась серьезно, но без паники. «Вторая волна насторожила меня намного меньше, чем первая. Я старалась реже посещать людные места, но больше ничего не предпринимала. Только в последние недели осени я стала носить маску, так как количество зараженных постоянно росло».
По мнению Евы, заражение скорее всего произошло в школе, так как до болезни она несколько недель никуда больше не ходила и из школы сразу ехала домой. «О заболевании узнала, когда появились симптомы. У меня была сильная слабость, болела голова и поднялась температура. Сильные симптомы длились около недели (чуть больше): сильная одышка, было тяжело делать глубокие вдохи».
Домочадцам болезнь не передалась
Ева пила много воды, принимала витамины и следила за собственным самочувствием. От врачей никаких рекомендаций по поводу лечения не поступало, а тест посоветовали сделать через 10 дней.
«Никому из моей семьи моя болезнь не передалась, хоть я никак и не изолировала себя. Все здоровы. На учёбу коронавирус тоже не повлиял, так как весь мой класс перешел на домашнее обучение. Я совсем не отстала, так как уже привыкла заниматься дома.
К пандемии я рекомендую относиться относительно серьезно, но не устраивать панику. Стоит избегать людных мест и не контактировать с близкими людьми из группы риска, так как вы можете переносить болезни и сами не знать об этом».
Тимур Сагитов, 31 год
«Доверяю ученым, а не конспирологам»
Тимур соблюдал меры предосторожности еще с весны. «Я доверяю учёным, а не конспирологам. Соответственно, понимаю, что это не форма гриппа (коронавирусы — так и так другое семейство вирусов). Поэтому с весны соблюдал некоторые правила, чтобы уменьшить вероятность заражения. Весной был дефицит масок, поэтому в магазин особо не ходил, а заказывал еду. Гулять, разумеется, ходили всей семьёй, это полезно, а в Эстонии достаточно места, чтобы соблюдать необходимую дистанцию».
Несмотря на то, что летом в Эстонии зараженных было мало, и бывали дни, когда их не было совсем, Тимур воздержался от путешествий за границу, но открыл для себя новые места нашей страны. «Очень советую посетить музей узкоколейной железной дороги в Лавассааре», — рекомендует он.
«Носить маску начал до официальных распоряжений»
Осенью, когда в Эстонии началась вторая волна коронавируса, Тимур снова начал носить маски в общественных местах.
«Это был мой личный выбор и до того, как посоветовало правительство».
Заражение произошло в кругу семьи. Жена Тимура работает в школе, а в школах сейчас много очагов. «Её симптомы появились в субботу, в воскресенье был тест после 10 дней самоизоляции, а в понедельник результат. Ребёнок на то время уже заболел ОРВИ в садике и сидел дома, его никто не тестировал.
В воскресенье, 13 декабря, появились мои симптомы: болела спина, в носу чувствовался запах насморка, но насморка не было и нет до сих пор. Вечером была небольшая температура, но не измерял. В понедельник утром было 36.7. Во вторник, сделал тест, его успели проверить в тот же день и диагноз был подтверждён официально. В тот же день перестал ощущать вкус, запах тоже пропал, но не до конца. Чувствую парфюм, пряности, цитрусовые. В пятницу, 18.12, была температура — термометр показывал 36.9. Некоторая слабость тоже есть.
В целом, симптомы у всей семьи не очень сильные, но понимаю, что болею, и что болезнь отличается, от обычного ОРВИ, того же риновируса, при котором сначала болит горло, потом насморк, может повышаться температура и заканчивается кашлем».
«Коронавирус опаснее гриппа»
Тимур считает, что к пандемии надо относиться серьёзно, но без паники. «Маски, дистанция и хорошая вентиляция, так как вирус передаётся и аэрозольным путём, помогут снизить риски заражения в помещениях.
Коронавирус опаснее гриппа, поэтому, если нет противопоказаний, то надо вакцинироваться.
Вакцинация начнётся 27 декабря. Начнут, понятное дело, с медиков, работников и постояльцев домов по уходу и пенсионеров. К концу лета, надеюсь, очередь дойдёт и до всех желающих, которых должно оказаться как можно больше. Так мы достигнем коллективного иммунитета и вакцина защитит не только вакцинированного, но и окружающих. Я тоже буду вакцинироваться».