Почему мы иногда плачем во время йоги?
Когда дело доходит до эмоционального равновесия, йога, вероятно, является самым эффективным способом его достижения. Йога удивительным образом трансформирует тело и дух, но путь к гармонии порой бывает тернистым. Почему иногда, во время выполнения асан, мы испытываем сильнейшие эмоции, которые, кажется, приходят из ниоткуда?
Опытные учителя йоги отмечают, что корень проблемы — в неготовности. Светский мир все чаще обращается к миру духовному в поисках утешения. В студиях йоги все практики направлены на воссоединение с самими собой, нашими истинными желаниями, любви к себе и собственной мудрости. Но не все по-настоящему к этому готовы.
Что же на самом деле происходит, когда мы испытываем сильные эмоции во время йоги? И есть ли способ совладать с ними? Чтобы глубже разобраться в причинах, австралийский ELLE поговорил со старшим преподавателем йоги Мадиной Танекеевой (@madina_yoga). Танекеева — преподаватель йоги из Сиднея и автор книги «Йога эмоционального высвобождения».
«Все начинается с мысли», — говорит Танекеева. Бессель Ван дер Колк, доктор медицины, утверждает, что энергия травматических переживаний спрятана в наших телах. Вы можете думать, что ни с чем таким травматическим вы никогда сталкивались, но, тем не менее, вы пребываете в мыслительном процессе, а мысли бывают как плохими, так и хорошими. «Мы думаем о чем-то, что произошло в прошлом или произойдет в будущем, и это вызывает определенные химические процессы в нашем мозгу. Мы обмениваемся нейротрансмиттерами, химическими соединениями и гормонами. По словам ученых, эти процессы длятся до 90 секунд. «Сама мысль может быть короткой, но наши телесные реакции на нее могут длиться намного дольше: вспомните о ваших дрожащих руках перед презентацией, о краснении в момент смущения или о дрожи в теле, когда испытываете страх».
Йога входит в этот двойной «химико-физический» эмоциональный ландшафт и делает нечто совершенно уникальное: она воздействует на то место, где часто хранятся сложные эмоции, переживания и травмы. «До 2001 года, когда вышла книга Тома Мейера о мышцах, мы рассматривали мышцы с точки зрения протеина. Нас интересовало поведение протеина, тем, что происходит, когда мы вытягиваемся, тем, что происходит, когда мы сгибаемся и так далее», — говорит Танекеева.
Теперь мы знаем, что фасция — это соединительная ткань, окутывающая все тело, и это очень важно. «Она соединяет все в нас, от головы до кончиков пальцев. Это своего рода «покрывало», которое обволакивает все наши органы, кровеносные сосуды, нервную систему, кости». Так как же эта «обертка» связана с нашими эмоциями?
По слова Танекеевой, современная наука понимает, что фасция реагирует на любую травму, как физическую, так и эмоциональную. «Фасция в основном состоит из коллагена и на 70% из воды. Когда фасция травмирована, эмоционально или физически, она обезвоживается». Когда происходит обезвоживание, вызванное травмой, наша фасция становится менее жидкой и более гелеобразной, уплотняясь и становясь липкой.
Танекеева приводит в пример младенцев. «Когда мы только-только родились, наша фасция очень жидкая. По мере того, как мы становимся более активными и подвижными, у нас вырабатываются привычки и шаблоны поведения. Например, когда ребенок впервые пытается почистить зубы, у него могут возникнуть некоторые сложности с осмыслением и усвоением процесса, но как только процесс становится регулярным, ребенок чистит зубы автоматически, не задумываясь о том, как это делать правильно. Когда мы регулярно выполняем одно и то же действие, оно создает определенную позу, и фасция вокруг суставов начинает укрепляться».
Именно эти привычные позы йога — и в особенности йога эмоционального высвобождения — стремится деликатно размять. «Мы часто принимаем определенные позы, когда испытываем определенные эмоции. Когда мы счастливы, наша грудь открыта, а позвоночник выпрямлен. Когда мы настроены пессимистично, то обычно сгибаем спину и сжимаем грудь. Испытывая определенные эмоции снова и снова, эта поза укрепляется, и создается прочная структура фасции».
«В йоге происходит следующее: когда мы начинаем двигать телом, растягивать и регидратировать фасцию, эмоции, застрявшие в паутине коллагеновой ткани, высвобождаются», — говорит Танекеева. «Люди иногда смеются, иногда плачут, иногда сильно расстраиваются во время выполнения асан. Мы восстанавливаем фасцию, меняем ее структуру, и внезапно возникает эмоция».
Танекеева также рассказывает о другом способе, с помощью которого йога позволяет подключиться к нашим эмоциям и высвободить их. В нашем нынешнем обществе нас почти не учат быть эмоционально разумными. Она объясняет: «Это проявляется в неспособности дать определение нашим эмоциям. На эмоциональный интеллект в том числе указывает способность озвучить то, что вы чувствуете. Теперь это почти табу, мы не можем говорить о своих сильных эмоциях». Мы просто говорим: «Я расстроен или мне грустно», хотя спектр эмоций может быть гораздо шире и глубже.
«Почти неприемлемо говорить: «Я очень зол сегодня». Вы можете по-настоящему расстроиться, и это нормально. Но вы почему-то не говорите честно: «Я злюсь» или «Я действительно завидую». Часто это самоограничение происходит из-за того, что вы находитесь в среде, которая не способствует эмоциональному развитию. И поскольку мы не можем озвучить свои эмоции, мы фактически не понимаем, что с нами происходит».
Асаны помогают нам «размять» устоявшиеся структуры нашей фасции. «Напряженное тело внезапно расслабляется и открывается. Это происходит спонтанно. И так же спонтанно появляются «нежданные» эмоции, которым мы не можем найти объяснение».
Тем не менее, Танкеева предупреждает, что с одного раза спрятанная эмоция не исчезнет. «Это всегда слои. У вас может быть сдвиг поверхностного слоя, но под ним есть что-то еще. Вы продвигаетесь все глубже и глубже, и неизвестно, будет ли эта работа над собой когда-нибудь завершена. Но как только вы немного поработали и очистили свое эмоциональное пространство, вам определенно становится легче».