Минутка истории: сказ о том, как русский царь любил эстонское пиво
В 1689 году царь Петр I посетил Лондон и буквально влюбился в британский «черный нектар» — темное пиво, приготовленное методом верхового брожения, которое в те времена умели варить только в Англии. Всего пара столетий, и целые вагоны все того же темного пива сорта «стаут» начали поступать к столу Его Императорского Величества Николая II уже из Эстонии.
Сваренный в Тарту знаменитый темный английский стаут был в те времена излюбленным напитком знати. Чтобы понять, как завод A. Le Coq заслужил звание официального поставщика Российского Императорского двора, заглянем на 210 лет в прошлое — во времена, когда история A. Le Coq только начиналась.
Компания A. Le Coq берет свое начало во Франции 17 века. Предприятие A. Le Coq & Co было основано в 1807 году жившей в Пруссии семьей Ле Кок с целью сбыта продукции семейной винодельни. Вскоре владелец предприятия, Альберт Джон Луи Ле Кок увидел хорошую возможность для развития бизнеса в Англии, куда он и отправился в 1830 году.
Помимо производства вина, предприниматель начал поставлять качественный стаут в Россию. Бизнес рос, и спрос на стаут на огромном российском рынке только повышался. В 1870 годах постаревший А. Д. Л. Ле Кок постепенно отошел от дел, поручив руководство лондонским торговым домом своему партнеру по бизнесу Оскару Гайду Силлему, который в 1880 году стал единственным владельцем компании A. Le Coq & Co.
Оскар Гайд Силлем успешно руководил пивоваренной империей из своего лондонского офиса, но так ни разу не ступил на российскую землю. Несколько десятилетий фирма ограничивалась лишь выполнением заказов российских купцов. У тех была привычка заходить в контору A. Le Coq без предупреждения, делать годовой заказ и сразу же расплачиваться за него наличными – царскими золотыми рублями. Вплоть до 1890 года дело процветало, но затем доходы резко упали, что вызвало в фирме беспокойство. Пришлось ехать в Санкт-Петербург, чтобы разобраться, в чем дело.
A. Le Coq в Санкт-Петербурге
Прибыв в Санкт-Петербург, представители фирмы сразу заметили две важных причины, по которым некогда огромные заказы на пиво резко сократились. Во-первых, пивоваренная промышленность в России быстро развивалась, чему способствовал и резкий рост таможенных пошлин на импортное пиво. Для потребителя цена продукции компании A. Le Coq скачкообразно выросла. Но поскольку стаут могла себе позволить в основном только обеспеченная часть населения, основная проблема крылась не в его подорожании. Гораздо хуже было то, что у известной марки A. Le Coq, отличавшейся безупречной репутацией, с течением времени появилась масса подражателей и встречались даже подделки. Российские пивоваренные заводы варили в основном светлое пиво низового брожения, а технологии приготовления темного стаута у них не было. Чтобы никто не заметил разницы в цвете, пиво разливали в идентичные бутылки, а иногда на этикетках даже указывали название фирмы A. Le Coq с гарантией качества. Силлему стало ясно, что дальше так продолжаться не может, и производство стаута нужно переводить в Россию. Вскоре было открыто представительство A. Le Coq в Санкт-Петербурге и начат поиск подходящего пивоваренного завода на территории России.
A. Le Coq переезжает в Тарту
Мнения специалистов по поводу подходящего завода в России сначала были противоречивыми. Многие считали, что правильный стаут можно варить только в Англии, потому что все предыдущие попытки провалились. Но Силлем не оставил своей затеи и продолжал поиски завода. Вскоре он обратил внимание на завод Tivoli, находившийся в Тарту. Взятые в 1911 году пробы воды подтвердили, что она подходит для пивоваренной промышленности, и англичанам стало ясно, что тартуский пивной завод лучше всего годится для целей A. Le Coq. 25 марта 1912 года был заключен договор купли-продажи, и англичане стали новыми владельцами завода, к которому вскоре пристроили новый цех по производству пива сорта «стаут». Теперь по бутылкам здесь разливали продукцию совершенно иного уровня — пиво A. Le Coq Imperial Extra Double Stout, на этикетках которого красовалась надпись «Brewed in Dorpat», то есть «Сварено в Тарту». Продукция завода по железным дорогам расходилась по всей территории Российской Империи, от Польши до Сибири и Дальнего Востока.
В рекламе стаута производители подчеркивали его питательность и пользу для здоровья. Чтобы эти слова нашли научное подтверждение, были проведены основательные лабораторные исследования. Результаты показали, что стаут, содержащий 8 массовых процентов алкоголя, не содержит никаких искусственных примесей, а по своей питательности превосходит молоко. А еще ученые обнаружили, что это отличное снотворное, которое они рекомендовали принимать вместо морфия и сульфонала.
Как завод A. Le Coq стал поставщиком Российского Императорского двора?
В 1904 году Силлем начал ходатайствовать для своего целебного напитка о высшей протекции, для чего пожертвовал большую партию питательного стаута солдатам, раненым в Русско-Японской войне. По его замыслу, это должно было привлечь дополнительное внимание. В общей сложности он пожертвовал 29 150 бутылок на сумму 18 947 рублей. И все же, несмотря на щедрое пожертвование, дожидаться заветного титула заводу A. Le Coq пришлось еще несколько лет.
Но Силлем не терял надежды: в 1911 году он пожертвовал госпиталям еще 5000 бутылок стаута и отправил в канцелярию императрицы прошение, в котором ходатайствовал о присвоении ему титула поставщика Императорского двора. На сей раз императрица обратила на его просьбу внимание и велела выяснить ее обстоятельства. Из российского посольства доложили, что A. Le Coq & Co — старинная торговая контора, существующая уже более ста лет. Однако о самом Силлеме в Лондоне знали мало, потому что предприятие поддерживало деловые контакты только с Россией, а коммерческая деятельность A. Le Coq была полностью переведена в Санкт-Петербург. Кроме того, высшая российская знать предпочитала пиво этой фирмы уже на протяжении десяти лет. С учетом всех обстоятельств в 1912 году компания A. Le Coq и ее тартуский завод были удостоены титула поставщика двора Его Императорского Величества. Самая большая мечта пивовара исполнилась, и он гордился этим титулом до конца своей жизни.
Заведующий музеем пива A. Le Coq Март Халдма рассказывает, что российский император Николай II очень любил пиво марки A. Le Coq, которое его величеству доставляли поездом из Тарту по четкому расписанию. А ресторанный гуру Дмитрий Демьянов поведал, что любимое пиво царю подавали с устрицами — чтобы запивать последние, для его величества готовили специальный пивной винегрет. Кстати, бутылка оригинального пива Imperial Extra Double Stout сохранилась на заводе A. Le Coq до сих пор. Драгоценная емкость красуется теперь на почетном месте среди других редких экспонатов музея пива A. Le Coq и, очевидно, является старейшей пивной бутылкой в Европе, в которой сохранилось оригинальное содержимое.
Источник:
А. Сепп «Тарту – город пива. A. Le Coq 1807–2007»